Раннее развитие ребёнка - ключ к успеху во взрослой жизни.

В своем желании воспитать успешного человека, яркую личность похожи все без исключения родители. Нет сомнения в том, что раннее развитие является очевидной необходимостью: ведь ребенок должен вырасти не только умным и здоровым, но и подготовленным к реалиям современной жизни. Раннее развитие ребенка – это залог успехов в обучении, общении со сверстниками и гармоничного физического развития. И чем раньше к нему приступить, тем легче будет в дальнейшем самому ребенку.


Центр раннего развития «Росток» можно назвать прогрессивным учебно-воспитательным заведением, в работе которого применяются наиболее эффективные педагогические методики. Такой подход обязательно предполагает использование лучших достижений современной педагогики, а также изучение и применение новаторских идей (в отличие от обычных детских садов).
Родители, в своем большинстве, приведя свое чадо в центр раннего развития, в первую очередь ожидают, что педагоги, работая с их ребенком, развивают (и разовьют!) у него способности, подготовят к дальнейшему обучению в школе. И это правильно. Но это то, что видно невооруженным взглядом, находится на поверхности. Однако есть еще одно направление работы с детьми, которое не так заметно. О нем родители практически ничего не знают. Да что там родители! Даже подавляющее большинство педагогов детских садов о нем не слышали....

О чем же речь?
В 1988 году издательство «Прогресс» выпустило перевод произведений известного американского психолога Эрика Берна. Первым из психологов он обратил внимание на любопытную закономерность: жизнь одних людей представляет из себя цепь везений, другие сталкиваются с одними лишь неудачами, третьи вечно унижены, четвертые «перманентно» брошены своими супругами... Берн предположил, что такая повторяемость ударов (или, наоборот, даров) судьбы — не случайность. Дело не во внешних обстоятельствах, а в особой бессознательной структуре, определяющей жизнь человека: одних она заставляет влюбляться в недоступных женщин, других браться за обреченные проекты, третьим, наоборот, позволяет всегда добиваться успеха. Бессознательную структуру, управляющую нашей жизнью, Берн назвал сценарием (по-английски - «скриптом»). Встречаются сценарии счастливцев, мальчиков на побегушках, вечных «козлов отпущения», брошенных (постоянно бросаемых) жен и т.д.
В концепции Берна содержится одно весьма парадоксальное утверждение: людям не всегда хочется выигрывать и быть победителями — иногда им приятнее проиграть (хотя они и не сознаются в этом), иногда им нужны несчастья и они создают их собственными руками, причем в глубине души «ведают, что творят». Спрашивается, зачем? Берн дает несколько объяснений этому феномену.

В одном случае человек делает себе плохо, чтобы не было «еще хуже». Например, ему внушают в детстве, что успех ведет в конечном счете к катастрофе, что женщина рано или поздно бросит любимого мужчину, а чем дольше с ней проживешь, тем больнее будет. И человек проваливает дело, бросает любимую женщину, пытаясь предотвратить еще большее несчастье, в неизбежность которого он, не осознавая того, верит. Это весьма правдоподобное объяснение Берн дополняет еще одним: в бессознательном человека может содержаться предсказание о несчастье, которому человек не в силах сопротивляться. Иногда человек верит сам себе, не надеясь на лучшее, не рассчитывая предотвратить еще худшую судьбу, верит, в какой-то мере понимая, что он делает. Берн зафиксировал этот феномен и предположил, что внутри человека сидит некий «маленький человек», который дергает за веревочки и определяет судьбу «большого человека», сверяясь при этом с особой записью (со сценарием), которую составили в бессознательном человека его родители и близкое окружение.
Так вот, этот «маленький человек» (скрипт) формируется у детей с первых дней жизни до 7-8 лет. Недаром старая русская пословица гласит: «Учи дитя, пока поперек лавки укладывается, а во всю вытянется - не научишь».
Почти у всех детей еще до поступления в школу уже в общих чертах сформированы сценарии их жизни. И первые его помощники в этом деле — родители и другие старшие, а также предметная деятельность, литература (сказки) и искусство. На основании разнообразия образцов у ребенка формируется свой собственный сценарий, в котором на подсознательном уровне определены все важнейшие события его жизни: на ком жениться, сколько иметь детей, отчего и когда умереть, и кто при этом будет присутствовать. Кроме этого (хотя бы в общих чертах) — чему радоваться и от чего огорчаться, как часто обижаться и впадать в отчаяние, как относиться к миру, к себе и другим.
Под этот сценарий будут подбираться люди и обстоятельства, важнейшие сцены будут репетироваться во все более развернутом и серьезном виде до тех пор, пока не станут частью характера и судьбы человека. Сценарий будет определять его важнейшие выборы, его способ жизни, его жизнь.
Не все, конечно, из намеченного в сценарии осуществится, но важно то, что к этому есть тяга, предрасположенность.
Как известно, пьесы бывают разными. Это может быть комедия и мелодрама, драма и трагедия, мистерия и буффонада, детектив и пьеса на производственную тему (как правило, весьма скучное повествование).
Вы не задумывались, на что более всего похож сценарий вашей жизни?
Кроме этого, ребенок может очень по-разному включаться в Игру Жизни. По сценарию, кто-то ее только наблюдает со стороны. Кто-то бегает, изображая игру. А кто-то играет. Весь этот выбор предоставляется каждому ребенку при формировании его сценария.
Но самый важный выбор ребенка — это выбор пьесы с хорошим или плохим концом. Первый выбор — это выбор сценария Удачника, сценария Победителя.
Уточнение: удачник — не всегда победитель в гонке за общепринятыми ценностями. Это человек, достигающий того, что он хочет. Женщина стремилась сохранить семью, но семья распалась, значит, она — неудачница. Но женщина, которая развелась из-за того, что хотела жить независимой жизнью и которой достаточно алиментов, — удачница.
Сценарий Неудачника закладывает провал при поступлении в институт (или поступление в институт совершенно ненужный), неудачное замужество или развод, скандальный уход с работы, позже разрыв с неблагодарными детьми (в соответствии со сценарием дети тут обязаны оказаться неблагодарными) и другие события, позволяющие ему с честными глазами разыгрывать сцены на темы «Подумайте, какой ужас!», «Ну почему это случается именно со мной?!» и «Мои несчастья лучше ваших»...
Что формирует тот или иной Жизненный сценарий
Сценарий неудачника закладывается сценами «Ну что он вертится», «Ты простудишься», «Не ори», «Я от тебя уйду», «Ты плохой» и пр. Соответственно, в сказках из всех персонажей личностно близкой ему оказывается не любимая никем Лягушка или любые энергичные Злодеи (а то, что они плохо кончают, для него вполне понятно и приемлемо).
Сценарий Удачника (Победителя) закладывался в детстве сценами «Иди, поиграем», «Колыбельная», «Ми-и-лый», «Разве он не прелесть», «Хороший мальчик», «Я в тебя верю», «Ты сильный и добрый», «Ты сможешь». В сказках он — Принц, она — Принцесса.
Педагоги Центра раннего развития «Росток» владеют технологиями формирования у детей сценария (скрипта) Победителя. Это одно из ноу-хау Центра и не менее важное, чем развитие у детей способностей, направление его работы.

Владимир Олийник,
научный руководитель Центра

Яндекс.Метрика